Информация для граждан по изменению законодательства.
***
Федеральным законом от 29.12.2015 N 395-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 9 и 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" унифицированы подходы к исчислению стажа муниципальной службы в субъектах РФ
В частности, определены периоды замещения должностей, которые во всех случаях включаются в стаж муниципальной службы. К ним относятся, в частности, периоды замещения должностей муниципальной службы, муниципальных должностей, государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов РФ, должностей государственной гражданской службы РФ, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов.
Установлено, кроме того, что в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и установления других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований для муниципальных служащих, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы.
***
В целях совершенствования законодательства о банкротстве Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ внесены поправки в целый ряд законодательных актов
Изменения внесены, в том числе, в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Семейный кодекс РФ, КоАП РФ, Трудовой кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, федеральные законы "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О государственном кадастре недвижимости", "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" и др.
Среди нововведений, предусмотренных Федеральным законом, можно выделить:
установление процедуры реализации преимущественного права на приобретение нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариальными палатами помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности;
введение обязательного нотариального удостоверения сделок по продаже земельной доли, сделок по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу, сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
совершение нотариальных действий в электронной форме;
регламентацию порядка осуществления нотариусом полномочий в деле о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим;
внесение членами нотариальной палаты членского взноса в нотариальную палату в размере 50 процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, направленных в электронной форме;
определение документов и сведений, необходимых для совершения исполнительной надписи, порядка уведомления должника о совершении исполнительной надписи, и уточнение ее содержания;
обеспечение информационной открытости процедуры оценки в определенных случаях;
увеличение минимального размера компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих с 20 миллионов до 50 миллионов рублей в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)";
установление административной ответственности, в том числе за повторное совершение правонарушения, которое выражается в неисполнении арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния;
определение особенностей признания недействительными сделок застройщика и урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства;
уточнение условий и порядка банкротства гражданина в случае его смерти, порядка признания банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;
установление требований к регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем (в том числе, в уставном капитале регистратора не должно быть долей участия нерезидентов).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Предусмотрены переходные положения и порядок применения отдельных положений Федерального закона.
***
Федеральным законом от 29.12.2015 N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за субъектами РФ закреплено право предоставления компенсации расходов по уплате взноса на капремонт для отдельных категорий пенсионеров
Законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капремонт, рассчитанного исходя из минимального размера такого взноса на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов.
Кроме того, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капремонт, но не более 50 процентов взноса, рассчитанного исходя из минимального размера такого взноса на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2016 года.
***
Разработаны рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются, в том числе, на основе обеспечения:
зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, недопущения какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений;
повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.
Рекомендации включают в себя:
перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;
системы оплаты труда в государственных (в том числе федеральных) и муниципальных учреждениях;
порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, системы оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений;
особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования и здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.
Рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2016 году.
***
Продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на 2016 год составит 234 месяца.
С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии определяется ежегодно на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с Методикой (утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.06.2015 N 531).
Поскольку рассчитанный таким образом период выплаты превышает максимальное значение, установленное на 2016 год (максимальные значения на 2016 - 2020 годы установлены приложением к Методике), Федеральным законом от 29.12.2015 N 384-ФЗ
"Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2016 год" установлена продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на 2016 год в соответствии с его максимальным значением - 234 месяца.
***
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ устанавливаются условия индексации пенсий, исходя из реальных экономических возможностей государства
Вместо действующего порядка применения индекса роста потребительских цен будет применяться установленный законом размер индексации - 4 процента.
Дополнительная индексация будет осуществляться по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере.
С 1 февраля 2016 года:
стоимость одного пенсионного (с учетом индексации) устанавливается в размере, равном 74,27 рубля.
размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (с учетом индексации) устанавливается в сумме, равной 4 558,93 рубля.
Индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность.
Если пенсионер прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, он может уведомить об этом ПФР, направив в срок по 31 мая 2016 года соответствующее заявление и подтверждающие документы.
После рассмотрения заявления пенсионеру со следующего месяца начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации.
Установлена ответственность работодателей за непредставление либо представление в ПФР неполных или недостоверных сведений, предусмотренных законом о персонифицированном учете, в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Размер финансовой санкции составит 500 рублей в отношении сведений по каждому застрахованному лицу.
***
Принят Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЗ, направленный на оптимизацию предоставления мер социальной поддержки с учетом применения критериев адресности и нуждаемости
Изменения, внесенные в ряд законодательных актов, позволят высвободить бюджетные ассигнования и направить их в том числе на цели социальной политики, включая предоставление мер поддержки тех граждан, которые действительно нуждаются в помощи.
Так, в частности, предоставление мер соцподдержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, детализировано с учетом срока постоянного проживания (работы) граждан в зонах отселения, проживания с правом на отселение, проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Сокращен перечень категорий ветеранов (исключены ветераны государственной службы).
Исключено положение о выплате пособия на ребенка ежемесячно. Теперь законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ будут устанавливаться размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия, включая условия и периодичность выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости.
Также приняты положения, устанавливающие правовые основания создания Единой государственной информационной системы социального обеспечения, задачами которой будут являться:
ведение классификатора мер соцподдержки и перечня категорий получателей;
предоставление информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), услуг и иных социальных гарантий и выплат;
контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставленных услуг, гарантий и выплат.
***
Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2017 года вводится переходный период в отношении деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Указанный переходный период, в частности, относится к выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Законом также переносятся сроки введения нового порядка лицензирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2016 года на 1 января 2017 года.
Кроме того, конкретизировано, кто является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок и сроки ее внесения.
Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2016 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
***
"Обзор практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
В случае утраты гражданами одного из оснований, дающих им право на получение по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
В рассматриваемом Обзоре судебной практики также приведены следующие выводы, в том числе:
отсутствие принятого в порядке, установленном законом субъекта РФ, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить основанием для снятия такого гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении;
в случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества (в целях подтверждения статуса малоимущих граждан) производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи;
граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам;
изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета;
граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.
***
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1406 "О внесении изменения в Правила продажи отдельных видов товаров" уточнены требования к оформлению ценников при продаже отдельных видов товаров
Согласно изменениям, внесенным в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном покупателям носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
***
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год
Целью Программы является обеспечение конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счет бюджетной системы РФ, в том числе бюджетов фондов обязательного медицинского страхования.
Программой установлены перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий ее предоставления, критериев доступности и качества.
В целях обеспечения доступности медицинской помощи в рамках территориальных программ установлены предельные сроки ожидания оказания первичной неотложной помощи, приема пациентов участковыми врачами и врачами общей практики, проведения диагностических исследований, время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи.
Кроме того, конкретизированы источники финансирования мер, реализуемых в рамках национального календаря профилактических прививок, медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации.
Средние нормативы объема медицинской помощи по видам и условиям ее предоставления установлены раздельно по источникам финансирования: за счет ассигнований региональных бюджетов и за счет субвенций ФОМС на финансирование базовой программы ОМС.
Кроме того, разграничены и уточнены критерии доступности и качества медицинской помощи.
***
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40154) обновлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных организациях
Уточняются максимально допустимые объемы недельной нагрузки, вводится максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности.
Устанавливается, помимо прочего, что при строительстве и реконструкции образовательных учреждений должны предусматриваться условия для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваться свободное передвижение таких детей в зданиях и помещениях. Также должно предусматриваться место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, вводятся дополнительные требования к гардеробам, размещению спортивного зала, переходам из одного здания образовательной организации в другое (при проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории).